Методическая копилка



  Возрастные особенности детей 5-6 лет.

           Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

Анатомо-физиологические особенности

 Возраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка пяти лет составляет около 106,0—107,0 см, а масса тела — 17,0—18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц — 200,0 г, а роста — 0,5 см.

Развитие личности

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. «А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер? Обоснуй». У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.

  

Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. 

Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. В   играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей, воспитателей,  выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».  Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребёнка.

       Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.  Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в гpyппах старших дошкольников. Интерес детей к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное - связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового.

     К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

     Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.        

     Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

      Ha фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

      Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

     Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

Вам как его родителям важно:

  С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его маги- ческого мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

 Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению

 Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать. - Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками. Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

 Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их.

 Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность




Возрастные особенности детей 4–5 лет
Дети 4–5 лет социальные нормы и правила поведения все еще не осознают,
однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как
надо (не надо) себя вести. Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не
придерживается норм и правил, со словами «так не поступают», «так нельзя» и т.п.
Как правило, к 5 годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются,
говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются
к нему. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя
вести девочкам, и как — мальчикам. Таким образом, поведение ребенка 4–5 лет не
столь импульсивно и непосредственно, как в 3–4 года, хотя в некоторых ситуациях
ему все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости
придерживаться тех или иных норм и правил.
В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания,
одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и
используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло,
полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения
культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в
сюжетно-ролевую игру.
Появляется сосредоточенность на своем самочувствии, ребенка начинает
волновать тема собственного здоровья. К 4–5 годам ребенок способен элементарно
охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае
недомогания.
Дети 4–5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь
внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной
действительности: ребенок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол
перед куклами. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых
ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе
игры роли могут меняться. В 4–5 лет сверстники становятся для ребенка более
привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый. В
общую игру вовлекается от двух до пяти детей, а продолжительность совместных
игр составляет в среднем 15–20 мин, в отдельных случаях может достигать и 40–50
Развивается моторика дошкольников. Так, в 4–5 лет дети умеют перешагивать
через рейки гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на опорах (на
высоте 20 см от пола), руки на поясе; подбрасывают мяч вверх и ловят его двумя
руками; нанизывают бусины средней величины (или пуговицы) на толстую леску
(или тонкий шнурок с жестким наконечником). Ребенок способен активно и
осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых
сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют
представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях
величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать
предметы в окружающем его пространстве.
Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным,
целенаправленным и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но
уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не
требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку
необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.
Мышление детей 4–5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за
восприятием.
К 5 годам внимание становится все более устойчивым, в отличие от возраста 3
лет (если ребенок пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие
интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5
годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу — первый
необходимый элемент произвольного внимания.
Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами:
настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет он
может запомнить уже 5–6 предметов (из 10–15), изображенных на предъявляемых
ему картинках.
В возрасте 4–5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее
образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в
мультфильмах и т.д. Особенности образов воображения зависят от опыта ребенка и
уровня понимания им того, что он слышит от взрослых, видит на картинках и т.д. В
них часто смешивается реальное и сказочное, фантастическое. Воображение
помогает ребенку познавать окружающий мир, переходить от известного к
неизвестному.. Элементы же продуктивного воображения начинают лишь
складываться в игре, рисовании, конструировании.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности
ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать
со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим
активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в
многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от
взрослого новую информацию познавательного характера. Общение со
сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской
деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже
отмечаются и ситуации чистого общения.Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей
появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова
участия, сочувствия, сострадания. В процессе общения со взрослыми дети
используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности,
вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. В большинстве
контактов главным средством общения является речь, в развитии которой
происходят значительные изменения. К 5 годам в большинстве своем дети начинают
правильно произносить звуки родного языка. Продолжается процесс творческого
изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений. С помощью
воспитателя дети могут пересказывать короткие литературные произведения,
рассказывать по картинке, описывать игрушку, передавать своими словами
впечатления из личного опыта. Если близкие взрослые постоянно читают
дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью.
Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В
возрасте 4–5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по
картинке о ее содержании. В этом возрасте дети хорошо воспринимают требования
к обращению с книгой, гигиенические нормы при работе с ней. В связи с развитием
эмоциональной сферы детей значительно углубляются их переживания от
прочитанного. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают
героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на
сюжетах сказок, рассказов
В среднем дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты
детского труда, как целеполагание и контрольно-проверочные действия на базе
освоенных трудовых процессов. Это значительно повышает качество
самообслуживания, позволяет детям осваивать хозяйственно-бытовой труд и труд в
природе.
В музыкально-художественной и продуктивной деятельности дети
эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения
музыкального и изобразительного искусства. Дошкольники начинают более
целостно воспринимать сюжет музыкального произведения, понимать музыкальные
образы. Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной
деятельности. Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать и даже
называть любимые мелодии.
Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная
деятельность. К 4 годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В
рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу
изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками.
Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети
замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее
исполнения. Они могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала;
начинают овладевать техникой работы с ножницами; составляют композиции из
готовых и самостоятельно вырезанных простых форм.

Комментариев нет:

Отправить комментарий